Кожинов Вадим Валерианович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кожинов Вадим Валерианович

1930-2001

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мемориальная страница Вадима Кожинова

Вадим Кожинов 22.12.2000. Фото В.Румянцева

Кожинов Вадим Валерианович (1930 - 2001), российский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии). Книги: "Виды искусства" (1960), "Происхождение романа" (1963), "Книга о русской лирической поэзии XIX века." (1978), "Статьи о современной литературе" (1982), "Тютчев" (1988), "Размышления о русской литературе" (1990) и др.

Вадим Кожинов 22 декабря 2000 г. Фото В.РумянцеваПоследние годы жизни Вадим Валерианович посвятил историческим исследованиям, развенчанию псевдоисторических мифов о прошлом России. Превращение Кожинова-филолога в Кожинова-историка было отмечено книгой История Руси и Русского слова (Москва, Алгоритм, 1999 г.), в которой соединились литературный и исторический интересы Вадима Валериановича. Годом раньше из печати вышло его исследование Черносотенцы и Революция (Москва 1998). Затем - Россия век XX (1901 - 1939). Москва, 1999 г. и Россия век XX (1939 - 1964). Москва, 1999 г. Эти книги относятся к серии "История России. Современный взгляд", то есть взгляд Вадима Валериановича на прошлое страны.

 

Обложка книги     Обложка книги     Обложка книги    Обложка книги

Писатель, критик, философ Вадим Кожинов принадлежит к почвенническому направлению современной российской литературы. Автор многочисленных книг об истории России и русской культуре несменно является одной из ключевых фигур русской культуры XX века. Вадим Валерианович сыграл решающую роль в 60-е годы в процессе возвращения к читателю трудов М.М.Бахтина.

Читайте также суждение В.Кожинова о М.М.Бахтине) в книге "Победы и беды России", фрагмент "Великий творец русской культуры XX века"

"Я, Кожинов Вадим Валерианович, родился в Москве 5 июля 1930 года в семье служащего. Отец — Кожинов Валериан Федорович, инженер*, 1903 года рождения; мать — Кожинова Ольга Васильевна**, домохозяйка, 1904 года рождения; брат Кожинов Игорь Валерианович, прораб Мосстроя, 1939 года рождения.
В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в Московский университет на филологический факультет
***. После окончания университета учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работаю сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию". (Автобиография. 1964 г.)

В 1960 году разыскал в Саранске репрессированного некогда М. М. Бахтина и, добившись публикации его книг о Достоевском и Рабле (соответственно 1963 и 1965 годы), вернул России и миру великого философа.

С именем Кожинова навсегда связана плеяда выдающихся русских поэтов: Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Передреев, Ст. Куняев, В. Соколов, Н. Тряпкин, А. Прасолов и др. Деятельность В. В. Кожинова в значительной мере помогла воскрешению в 1966 году "Общества охраны памятников истории и культуры"****, имевшего громадное значение для пробуждения и укрепления русского самосознания в тогдашней России. Им собраны и опубликованы несколько замечательных по замыслу антологий, среди которых "Поэты тютчевской плеяды", "Страницы современной лирики", составлены и напечатаны не менее десятка именных сборников русских поэтов от Фета до В. Лапшина.

Параллельно — более 30 книг собственных: теория литературы, проблемы современной и классической поэзии, история России, в том числе новейшая. Статьи в периодической печати: государственное строительство, экономика, национальная и международная политика, литературная полемика и т. д.

"Все знает только один человек на Земле — это русский Кожинов", — так, цитируя какого-то зарубежного знатока, открывал ведущий один из вечеров Вадима Валериановича Кожинова в Доме ученых.

Умер он непозволительно рано, полный планов, надежд и сил. Прощание (в актовом зале ИМЛИ) получилось непышным и многолюдным. Похоронен на Введенском кладбище, где и Бахтин, открытый им, и любимый Пришвин.

Перепечатывается с сайта Литературно-музыкальной студии А. Васина http://www.studia-vasin.ru/koginov.htm

Примечания:

* Доктор технических наук, проректор Всесоюзного заочного инженерно-строительного института.

** В девичестве Пузицкая. "Был такой довольно известный чекист С. В. Пузицкий. Это мой дядя. В операции "Трест" он был одним из главных организаторов, руководил вызовом в Россию и пленением Савинкова и похищением генерала Кутепова. За то и другое получил по ордену Красного Знамени, а потом расстрел. И совершенно по заслугам, я считаю". (Беседа с Вадимом Кожиновым 5 августа 1999 года)

*** Окончил в 1954 году; диплом с отличием.

**** Идея создания "Комитета по охране культурных и художественных сокровищ России" выдвинута А. В. Чаяновым в 1918 г. на первом Всероссийском кооперативном съезде; съезд принял соответствующее решение, первым председателем комитета избрали И. Э. Грабаря.


Кожинов Вадим Валерианович (05.07.1930—25.01.2001), критик, литературовед, историк. Родился в Москве. В 1948—53 учился на филологическом факультете Московского государственного университета, по окончании которого до конца жизни работал в Институте мировой литературы в должности ведущего научного сотрудника.

Творческая деятельность Кожинова началась с теоретических работ в области поэтики художественной литературы. В н. 60-х он принимал участие в числе др. молодых сотрудников ИМЛИ в написании 3-томного научного труда «Теория литературы», работал над книгами «Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”» и «Происхождение романа».

Мировоззренческий путь Кожинова был непростым и извилистым. «Скажу со всей откровенностью, — писал он, — что в университете я довольно быстро стал, если угодно, искренним, убежденным “сталинистом”. Это отнюдь не означало бездумного приятия всего, что я видел, слышал, знал… Если говорить, по крайней мере, о людях этого, молодого тогда поколения, о них, по сути дел, нельзя судить в зависимости от их отношения к Сталину. Но это отношение — что очень важно — было, так сказать, “надмирным”, а каждый из нас непосредственно сталкивался с вполне конкретными земными явлениями. И вот с этой точки зрения люди и тогда достаточно резко различались».

В к. 50-х Кожинов, по его признанию, пришел к отрицанию всего исторического пути России после 1917. Решающее значение для его научной, критической, исторической работы, а также для всего его мировоззрения имело знакомство с М. М. Бахтиным, с которым он встретился в Саранске и которому помог перебраться на постоянное жительство в Москву. Именно благодаря Кожинову были в н. 60-х изданы книги Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле», заново открывшие для России уникального отечественного философа и мыслителя.

На протяжении 60—70-х Кожинов работал над исследованиями, посвященными русской классической поэзии, вошедшими в «Книгу о русской лирической поэзии XIX века» и в книгу «Стихи и поэзия».

Главной его работой в этом направлении стала книга о Ф. М. Тютчеве, изданная в серии «Жизнь замечательных людей». Кожинов представил читателю Тютчева во всем его гармоническом единстве великого русского поэта, выдающегося дипломата, проницательного публициста и как бы заново раскрыл смысл его поэтического творчества. «Для Тютчева все подлинное бытие России вообще совершалось как бы на глубине, недоступной поверхностному взгляду. Истинный смысл этого бытия и его высшие ценности не могли — уже хотя бы из-за своего беспредельного духовного размаха — обрести предметное, очевидное для всех воплощение».

В 1977 Кожинов инициирует дискуссию «Классика и мы», прошедшую в Центральном доме литераторов 21 дек. Эта дискуссия обозначила окончательное размежевание по самым острым граням двух направлений в литературе и — шире — в искусстве: русского и русскоязычного, патриотического и космополитического. Причем аргументация и тональность представителей русского направления (П. Палиевского, Ю. Селезнева, Ст. Куняева) производили столь убедительное впечатление, что на их сторону встали и тогдашние умеренные либералы (И. Золотусский, С. Ломинадзе). Сам же Кожинов убедительно отверг все демагогические попытки обвинения его и его друзей в «антисемитизме».

В годы «перестройки» Кожинов выступил с яркими статьями «Правда и истина» и «Самая большая опасность», разоблачающими наиболее крикливых «перестройщиков» и «антисталинистов», показав все их двуличие, ложь и невежество в обращении с историей. Для него любая историческая дискуссия, касалась ли она взаимоотношений Руси с Хазарским каганатом или национального состава первого советского правительства, питалась живыми токами современности и была непосредственным зеркальным отражением страстей, бурлящих в жизни, творящейся на его глазах. С н. 80-х его внимание все более и более сосредоточивалось на истории, которая при этом не отделялась и от истории русского слова. «Первой ласточкой» такого рода «органического исследования» стала статья «И назовет меня всяк сущий в ней язык», опубликованная в № 11 «Нашего современника» за 1981, после чего был снят с должности подписавший эту статью в печать первый зам. гл. редактора Ю. Селезнев, а в недрах Комитета государственной безопасности Кожинов стал числиться как ярчайший представитель «русизма», который андроповское ведомство почитало за самую главную опасность.

Наиболее существенные труды Кожинова последних лет — «История Руси и русского слова» и «Россия. Век XX». Наибольший интерес в последней книге представляет серия глав, посвященных «черносотенцам». Кожинов впервые показал, что люди, исповедовавшие «черносотенную» идеологию, составляли самый высококультурный слой России н. ХХ в. и — единственные в то время — обладали ясным пониманием происходящего и прозрением грядущих катаклизмов. Он показал также, что эти идеи, пусть неоформленные в их сознании, исповедовали и широкие народные массы, «третья сила», которая в сложившихся исторических условиях была, увы, обречена на поражение. Но поражение политическое не стало поражением духовным, смысловым, что и показал писатель в последующих главах «Истории».

С. Куняев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Сочинения:

Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978; Стихи и поэзия. М., 1980; Тютчев. М., 1988; Размышления о русской литературе. М., 1991; Судьба России. Вчера, сегодня, завтра. М., 1997; История Руси и русского слова. М., 1997; Россия. Век ХХ. В 2 ч. М., 1999. Великое творчество и великая победа. М., 1999; Победы и беды России. М., 2000.

Далее читайте:

Кожинов В.В. Отзыв о рукописи Валерия Есенкова “Совесть”

Кожинов В.В. История Руси и Русского слова

Кожинов В.В. Россия век XX (1901 - 1939).

Кожинов В.В. Россия век XX (1939 - 1964).

Кожинов В.В. Победы и беды России.

Кожинов В.В. Черносотенцы и Революция

Кожинов В.В. Интервью через век

Кожинов В.В. Можно ли жить по-европейски в русский мороз?

Кожинов В.В. Россия на пороге третьего тысячелетия

Кожинов В.В. Восстановим связь времен

Кожинов В.В. Страна-семья или страна-рынок?

Кожинов В.В. Маркиз де Кюстин как восхищенный созерцатель России

Кожинов В.В. Нобелевский миф

Кожинов В.В. Убеждение, а не "позиция"

Кожинов В.В. Уроки истории.

Кожинов В.В. "Семейная хроника" С.Т. Аксакова.

Беседа с Вадимом Кожиновым 5 августа 1999 года.

Кожинов В.В. Великий творец русской культуры XX века.

Отповедь "критикам".

О Вадиме Кожинове:

Памяти Вадима Кожинова (27 января 2001 г.).

Щуплов А. Змей Горыныч российской литературы Ушел Вадим Кожинов.

Александр ЛЮСЫЙ. Вадимова необходимость.

Юрий ПАВЛОВ. Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии. 2009. Глава 2. Вадим Кожинов: штрихи к портрету на фоне эпохи.

Александр БАЙГУШЕВ. Культовый поэт русских клубов Валентин Сорокин  (пятнадцать тайн «русского сопротивления»). Тайна одиннадцатая. Зачем теперь голубой провокатор Васин сталкивает лбами Валентина Сорокина и память о Вадиме Кожинове?

Сергей МАЛАХОВ. Русский вопрос в работах В. В. Кожинова и современность. 11.05.2011

Николай КРИЖАНОВСКИЙ. Собиратель культурной Руси. 15.07.2010

Дмитрий ЖУКОВ. Спасибо, Вадим! (к 80 лет со дня рождения Вадима Кожинова)

Елена КОЛОМИЙЦЕВА. Вадим Валерианович Кожинов: «венок» к 80-летию. 03.11.2010

Ирина ГРЕЧАНИК. Опыт использования методологии В.В. Кожинова в изучении творчества Ф.М. Достоевского (роман «Братья Карамазовы»). 01.12.2010

Алексей ТАТАРИНОВ. Вадим Кожинов и Юрий Кузнецов: типология и взаимодействие авторских мифов. 01.02.2011

Галина КОЗЛОВА. Светское и христианское понимание духовности и нравственности (на примере исследования В. Кожиновым  постмодернизма и американской литературы). 05.04.2011

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

машина под заказ из америки, q5 в москве